Суббота, 21.10.2017, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Польза астрономии [5]
Польза космонавтики [9]
Ракетостроение [11]
Хорошие новости [24]
Разное [14]
Видео [15]
Наш опрос
Нужно строить телескопы ещё больших размеров?
Всего ответов: 317
Статистика,
информация


Rambler's Top100
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Ракетостроение

Ракетостроение в Украине - между стагнацией и приватизацией
Отечественная космическая отрасль еще держится на коммерческих запусках. Сейчас (2009) все производимые Украиние ракеты представляют собой модернизированное наследство советской оборонки, в то время как госпрограммы развития ракетостроения практически стоят на месте. В связи с отсутствием нормального бюджетного финансирования власти могли бы пойти по сценарию в авиапроме – частичной приватизации ракето-космического комплекса Украины.

Отечественное ракетостроение пока еще остается среди мировых лидеров. Так, в 2005-06 годах по количеству запущенных носителей Украина занимала третье место после России и США. Уже в 2007 году с пятью стартами Киев стал пятым, но в 2008 г. на орбиту было выведено восемь украинских ракет. Всего в прошлом году в мире было запущено 57 ракет-носителей (РН), которые вынесли в космос 85 спутников. Большинство украинских пусков состоялось по программе «Морской старт», в рамках которой на орбиту было выведено 5 РН «Зенит-3SLB». Еще один «Зенит» стартовал с космодрома Байконур в рамках проекта «Наземный старт». В нем берут участие Россия, США, Казахстан и Украина. Еще два спутника были выведены РН «Днепр-1».

В рамках «Морского и Наземного стартов» в космос были запущены израильский AMOS-3, американские EchoStar XI и DirecTV-11, предназначенные для трансляции цифрового телевещания высокого разрешения, а также спутники Galaxy 18 и 19 и Thuraya-3. РН «Днепр-1» вывела в космос два спутника системы RapidEye (Великобритания, Канада, Германия) дистанционного зондирования и мониторинга.

Пока что спрос на отечественные носители поддерживается их дешевизной, а также низкой стоимостью пусковых услуг. Так, «Дельта-3» производства США выводит 9 т при цене за килограмм нагрузки $7800, «Атлас-2АS» (11,6 тонн) - $11600, японская «Н-2» (10,5 т) - $16200. В то же время, услуги украинского «Зенит-3SL» (15 т) оцениваются в $5800, а разрабатываемого «Циклона-4» (6 т) - $5500 за кг.

РН нового поколения «Циклон-4» создается уже с учетом перспектив его коммерческого использования. Этот носитель позволит выводить космические аппараты массой до 5,5 тонн на экваториальную орбиту высотой 500 км, а массой до 1,8 тонн на орбиту, переходную к геостационарной. Правда, его разработка продолжается уже довольно долго по различным причинам (сейчас первый старт вновь отодвинут на 2010-11 гг.), в т.ч. и финансовой. В связи с этим контрактов на запуски пока нет, хотя заинтересованность в его использовании для запуска спутников с космодрома «Алкантара» в Бразилии уже высказали 7-8 компаний.

Согласно украинской космической госпрограмме на 2008-2012 гг., принятой 30 сентября 2008 года, общий объем финансирования отрасли должен составить 2,5 млрд. грн., в т.ч. бюджетные дотации - 1,5 млрд. грн. Еще 1 млрд. грн. ракетчики должны привлечь из других источников. Кроме того, предусмотрено привлечение средств иностранных компаний в сумме около 3 млрд. грн. по проектам «Морской старт», «Наземный старт» и «Днепр».

В 2008 г. по космической программе из бюджета было выделено $51,5 млн., что в 3,8 раза больше, чем в 2007 г. Но эти средства являются незначительной суммой. Тем более, что деньги идут из спецфонда бюджета, т.е. по мере поступления доходов и выделения их отраслевикам. Сейчас в связи с кризисом проекты с госфинансированием практически стоят на месте, несмотря на красиво прописанные цифры. Так, бюджет на 2009 г. предусматривает выделение порядка 250 миллионов грн. Национальному космическому агентству. Из них 80 млн. гривен предназначено для обслуживания кредитов, привлеченных для реализации проекта «Циклон-4».

Что касается контрактов, заключенных в 2008 году, то следует отметить подписание соглашения между Национальным космическим агентством Украины (НКАУ) и Европейским космическим агентством (ЕКА) о сотрудничестве в сфере использования космического пространства в мирных целях. В течение года подобные соглашения были заключены с Индонезией, Египтом, США. Кроме того, был заключен новый договор с Россией о сотрудничестве.

На 2009 год планируется создание украино-казахского сегмента глобальной низкоорбитальной космической системы связи. Предполагается, что связной комплекс будет собран на базе интеграции ресурсов российской низкоорбитальной спутниковой системы «Гонец» и американской «Orbcomm». Функции объединенного оператора по оказанию услуг низкоорбитальной спутниковой связи на территории Украины будет исполнять компания «Орбита». По заявлению гендиректора казахского научно-технического центра «Дельта-плюс» В.Чкаленко, до конца 2009 году в Украине будет построена наземная станция спутниковой связи, радиус покрытия которой составит около трех тыс. км.

В 2008 году, в рамках контракта с итальянской фирмой Avio, было изготовлено два двигателя для европейской РН Vega, которые планируют переправить заказчику в марте-апреле 2009 года. Так в 1996 году Fiat-Avio заключил контракт с КБ «Южное» на концептуальную проработку возможности использования модернизированного двигателя РД-861 на второй ступени РН Vega.

Несмотря на достаточно длинную историю производства космических спутников в Украине, отечественные аппараты не дотягивают до мирового уровня. Поэтому украинские резиденты вынуждены ежегодно платить более $20 млн. за аренду средств связи. Однако, у отечественного правительства есть амбиции запустить и свой аппарат к 2011 г., которому уже дали название «Лыбидь». На его изготовление Украина объявила тендер, потенциальными партнерами в производстве которого являются израильская компания Israel Aerospace Industries, американские Orbital Sciences Corporation и Boeing. Общая стоимость проекта составит 1,2-1,3 млрд. гривен, в т.ч. космического аппарата - около 750 млн. грн. Однако отдельной статьи финансирования производства спутника в бюджете на 2009 год нет. Тем не менее, есть надежда, что к 2012 году его запустят, поскольку с его помощью будет осуществляться телетрансляция матчей "Евро-2012".

На январь 2009г. запланирован запуск «Зенита-3SL», который вынесет телекоммуникационный спутник SICRAL 1B. Он будет применяться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи. На первый квартал 2009 г. намечен старт РН «Днепр-1» со спутником DubaiSat космического центра Дубайского института высоких технологий, а также пятью микроспутниками для Великобритании, Испании и США. В целом, в течение 2009 г. будут задействованы 7 носителей. Три пуска с морского космодрома и четыре - в рамках «Наземного старта», два из которых - в интересах той же Intelsat.

Сейчас ракетно-космического комплекса Украины развивается во многом за счет советского задела. Но его инерции скорее всего хватит ненадолго. При отсутствии полноценных государственных инвестиций выход из сложившейся ситуации – привлечение иностранного капитала. Вопрос только в готовности бюрократического аппарата и политических сил обеспечить ему доступ в отрасль. Украинское авиастроение правительство уже готово частично приватизировать, поскольку авиазаводы уже давно стагнируют. Возможно, этот сценарий стоит повторить и с отечественным ракетостроением.

Автор: Антон Филатов
 
Источник: UGMK.info
Категория: Ракетостроение | Добавил: Astronom (01.01.2010)
Просмотров: 6649 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Последние обновления

Смотрите также:
Друзья сайта
- - Космический форум
- Астропортал Харьковского планетария